Профессиональный стандарт
В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом № 122, начиная с 2016 г., в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся "профессиональные стандарты". Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 г. Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, опыту работы.
Нормативные документы:
-Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)
-Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
В соответствии с планом Министерства просвещения Российской Федерации применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
Установить четкие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Сайт Министерства просвещения Российской Федерации: edu.gov.ru
Созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:
Наименование профстандарта |
Возможные наименования должностей |
Утверждающий документ |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Воспитатель |
|
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Психолог |
Немного из профстандарта:
Профстандарты вводят для педагогов и воспитателей пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:
Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребенку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитателю следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.
Также воспитатель обязан:
Обладать навыками планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Уметь реализовывать в процессе работы с ребенком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда.
Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
Знать общие закономерности физического и психического развития ребенка в дошкольном возрасте.
К педагогу-психологу предъявляются следующие требования:
Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса. Опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса и, по итогам мониторинга, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания. Должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы, либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками.
Просмотров: 4478